Шекспир ставит «Гамлетa»
От редактора
Так о “Гамлете” Шекспира еще никто не писал. Это пьеса о репетициях пьесы. Название – это и есть ее содержание. В процессе репетиций Шекспир делает ремарки и дает указания актерам, полностью меняющие привычные нам мотивацию поступков и сами характеры действующих лиц. При этом автор, расставляя совершенно новые акценты, ни единым словом не нарушает канонический текст бесконечно многогранной пьесы Шекспира в переводе (в данном случае) Б. Пастернака.
По сути, каждое поколение актеров и зрителей домысливает в этой бессмертной пьесе свои, созвучныe его времени образы героев. В интереснейшем исследовании творчества Шекспира “Наш современик Вильям Шекспир” знаменитый режиссер Григорий Козинцев писал именно об этом:
<<Зрителей середины восемнадцатого века интересовала не пьеса, а лишь исполнитель главной роли. Актер играл собственный вариант: он переделывал пьесу – сокращал, дописывал текст…
Большинство исполнителей купюровали монолог, произносимый Гамлетом после прохода войска Фортинбраса…
Ни в мемуарах, ни в переписке людей того времени не найти следов интереса к сложности переживаний героя. Даже такие места, как “быть или не быть”, воспринимались по-особому. Современники переложили монолог на музыку и, превратив его в романс, исполняли под гитару… …искажающие переводы появились на различных языках. Стихи превращали в прозу; принц оставался в живых, Лаэрта в финале короновали…
Характер героя не вызывал особых толкований, а поступки его… не казались нуждающимися в объяснениях.>>
Фантазия нашего автора на тему “Гамлетa” простирается так далеко (и это вполне оправданно построением еe пьесы), что мы уже не знаем, в каком времени работает Шекспир – то ли это 1600 год, рубеж между 16 и 17 веками, то ли наши дни, явные приметы и отголоски которых звучат в пьесе.
Необыкновенно захватывающий, ошеломляющий сюжет и, в общем, вполне возможное развитие характеров дает повод еще раз задуматься о замысле великого Вильяма Шекспира, вызывающем неутихающие споры вот уже столько веков.
Марина Биянова
ЧИТАТЬ “ШЕКСПИР СТАВИТ ГАМЛЕТА” ЗДЕСЬ